Полет куклонавтов. «Смотрины – 2011» отправили ракету в космос

smotrinu_den1Оказывается, мировая космонавтика зародилась благодаря искусству простых русских кукольников! Свою версию становления космической эры предложил Рязанский театр кукол на открытии XIII Международного фестиваля «Рязанские смотрины».

Я – земля

А дело-то вот как было. Думал-думал Константин Циолковский о том, какова должна быть идеальная форма космического аппарата. Всю голову изломал, пока не попал однажды на губернскую ярмарку. А уж на ярмарке-то чего только нет! И баранки-бублики, и скоморохи-потешники, и торговцы всякие! Даже Менделеев новейшую опытную продукцию распродает. Хлебнул Циолковский его последнее изобретение, а тут и ярмарочные кукольники подоспели: ширма круглая, внутри кукольник сидит, наверху Петрушка потешается. Глянул Константин Эдуардович и ахнул: вот же она, моя ракета! Вот же она идеальная форма: длинная цилиндрическая капсула, в основании – пара мощных ускорителей, внутри – пилот, а вокруг – звезды!

smotrinu_den1_2А звезд, и правда, вокруг были россыпи! 10 сентября, на открытие «Смотрин – 2011», на площади перед театром кукол собрались звезды кукольной вселенной: 10 российских театров, коллективы из Дании, Польши, Беларуси, Украины. Все они слетелись на рязанскую орбиту, чтобы в течение пяти дней показать и посмотреть, чем живет и дышит современный кукольный театр. А на рязанском Байконуре их встретили заместитель председателя Правительства Рязанской области Татьяна Панфилова, председатель комитета по культуре и туризму Елена Царева, директор театра кукол Константин Кириллов и главный куклонавт Валерий Шадский. Сверкая металлическим блеском космического скафандра, Валерий Николаевич вручил покорителям кукольного космоса звезды героев и малый разгонный блок «кукловодочку улетную», поднял флаг фестиваля в пасмурное небо, дал торжественный старт и предупредил:
– Фестиваль открыт, но не совсем…

smotrinu_den1_3В Год Космонавтики театр кукол просто не мог не запустить свою ракету, так сказать, поддержать отечественное кораблестроение. Собранную из десятков воздушных шариков, ракету торжественно выкатили и под обратный отсчет: «13, 12, 11, …, 3, 2, 1» – отправили ввысь!

Тайна имени

Открылся фестиваль сказкой «Царевич Иван на волке сером» в постановке Ивановского театра кукол. Куклы спектакля выполнены в технике тантамаресок – кукла, у которой голова человека и кукольное тело. Такое строение кукол, да и цикличность сказки несколько ограничили актеров в возможностях. Но работа лицом в живом плане позволяла артистам дарить зрителям озорные улыбки, которые сделали спектакль теплым и камерным. Атмосферу уюта создавали и мягкие вязаные крупной нитью куклы. Веселую и шутливую smotrinu_den1_4сказку словно извлекли из бабушкиного сундука, чтобы рассказать о чести и предательстве, о любви и коварстве детям 21-го века. Детям, которые при виде ворона, радостно кричат на весь зал: «Ой, мам, а это самолетик!?»

«Ничего, что я – не танк?»

Наверное, для таких же детей предназначен и спектакль Кемеровского театра кукол им. А. Гайдара «Повелитель крыс», повествующий об игрушках, выброшенных на свалку. Поколениям, выросших на словах «все равно его не брошу, потому что он хороший», не понять тех, кто отправляет на помойку вязаного зайку, плюшевого мишку и новенький экскаватор лишь потому, что он – «не танк». Мрачноватый спектакль напомнил апокалипсические голливудские картины, где на обломках мира перебиваются люди-мутанты. На сцене, освещенной тускловатым светом, хозяйничали серые мыши, переваливались груды серых мешков с мусором и спасал пропащие игрушечные души повелитель крыс – пупс-терминатор с металлическим голосом и четырьмя руками. smotrinu_den1_5Сразу понимаешь, что ничего хорошего здесь игрушек не ждет. Что и произошло. Спасая настоящих живых зверей по дороге в заповедный лес, мишка и экскаватор срываются в пропасть, зайка распускается на ниточку весь до последней петельки. Грустная история с безрадостным концом и философской моралью:
– Просто я попал в плохие руки!..
– А бывают ли они вообще – хорошие?..

Чувство локтя

Хорошие руки – бывают. Шквал аплодисментов сорвал на вечернем представлении Санкт-Петербургский театр пластики рук «Hand Made». Актерский состав театра – выпускники факультета театра кукол СПбГАТИ. Пластика рук является для любого актера театра кукол неотъемлемым предметом изучения. Такие номера частенько увидишь на капустниках и студийных показах. Но худрук «Hand Made» театра заслуженный артист России Андрей Князьков возводит эту технику до уровня самостоятельного искусства, создавая яркие образные спектакли. Наблюдая за работой ребят на сцене, поражаешься отточенным движениям, скоординированности и синхронности действий. Они берутся за дело, засучив рукава (буквально), и создают своими руками легко узнаваемые сюжеты: птичий полет, боксерский поединок, гоночный болид, несущийся мотоцикл, балетные па, да и просто надписи smotrinu_den1_6вроде «Рязанские смотрины», «привет», «спасибо»… Живые композиции не выглядят статичными картинками. После первых же минут спектакля перестаешь видеть на сцене людей в черном. Остаются только длинные пальцы, гибкие ладони, которые живут, дышат, мыслят, чувствуют. И кажется, что этими руками можно сделать невозможное: поймать неуловимое время…
В качестве бонуса «Hand Made» театр ответил на вопрос: «А что вы можете еще?». Закатали брюки и показали, что ноги у них ничуть не хуже. Представили открытки, которые показывали на вручении ТЭФИ и на открытии кинофестиваля в Каннах. И даже пообещали, что теперь в их коллекции появится и «ручная» открытка по Рязани.

smotrinu_den1_7Ну а завершился первый день «Смотрин – 2011» в 22-00 под проливным дождем в холодных лужах на площади перед театром кукол, где мужественные артисты Санкт-Петербурского театра имени которого нельзя называть и выбежавший на подмогу Валерий Шадский устроили еще один дождь из огня, фейерверков и звездных брызг.

 

Фото: Андрей Павлушин

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.