Сказ и сказки. В какие куклы играют сегодня театры

smotrinu_den3За более чем 20-летнюю историю «Рязанских смотрин» перед глазами зрителей прошли самые разные театры кукол. И, как показывает опыт, присутствие самой куклы (в традиционном понимании) на сцене вовсе необязательно, чтобы спектакль оказался на фестивале. Маски, предметный мир, световые эффекты, мульмедийные средства – границы искусства театра кукол расширяются с каждым годом, и всякий раз гадаешь, чем еще удивят кукловоды. Но порой вовсе не хочется удивляться, а хочется увидеть классическое представление. Таким стал третий день фестиваля, 12 сентября, хотя и здесь было место удивлению: из каких же оказывается средств можно создать на сцене куклу!..

 

Под звуки клавесина

 

smotrinu_den3_1Детей, как известно, находят в капусте. Обычных детей простых родителей – в белокочанной, восточных – в пекинской. Кого-то – в брокколи. А королевские дети прячутся в тугих кочанах королевской капусты. Так однажды король с королевой находят в капусте прекрасного малыша, а фея награждает его добрым-предобрым сердцем. Даже, пожалуй, слишком добрым. О том, принесет ли такое нежное сердце счастье подданным королевства, да и самому принцу, рассказывает спектакль Харьковского театра кукол им. В.А. Афанасьева.

Украинский спектакль «О принцах и принцесса» поставлен по сказке Анни Шмидт. Сказки этой голландской писательницы есть и репертуаре нашего театра (вспомнить хотя бы «Заколдованную принцессу»), и отличает их фантазийность, юмористичность и отсутствие всяких поучений. Харьковские актеры сохранили и букву, и дух сказок Анни Шмидт, показав представление замысловатое (и довольно пространное) по сюжету и веселое по исполнению. Артисты разъезжали на велосипедиках, «играли» на огромных бутафорских музыкальных инструментах, сражались с пиратами, извлекали кукол из самых неожиданных потайных окошек и дверей. А выдержанный в строгом сочетании белых и серых тонов спектакль отсылал воображение в далекие нидерландские просторы на берега северных морей.

 

 

При свете лучины

 

smotrinu_den3_2На Север, но на этот на русский Север, приглашает театр кукол из Кстово. Герои поморского сказа Бориса Шергина «Ваня Датский» рождаются прямо на глазах у зрителя. Словно присели три хозяюшки на широкую лавку на полчасика передохнуть от дневных забот, присели и сложили дивный сказ, переворачивающий душу.

А сказ, по сути, совсем и не сказочный. Щемящая сердце история о мальчике Ване из Архангельска, оставшегося без отца. Отец – моряк – сгинул в море, но Ваня все равно тоже рвется из материнского крова туда, в манящие морские дали. И убегает, устроившись матросом на датский корабль… Житейская история, написанная суровыми красками, как и сама северная жизнь, нелегкая и опасная. В ней и потери родных людей, и расставание с отчим кровом, и разлука матери с сыном на долгие годы, и долгие блуждания, и надежда на возвращение… Но льется сказ слово за словом: то с тихой грустью, то с доброй улыбкой, то с задорной шуткой – и на душе становится легко и радостно. Словно вся вековая мудрость русского народа звучит в этой простой истории: высохнут слезы, минут печали и будет (обязательно будет!) светлая радость.

Искренний теплый спектакль создается прямо на сцене из нехитрой утвари. Клубочек ниток, связка соломки становятся куклами. Белая салфетка – аистом. Капустный лист – денежкой. Легкое полотно – морем. Утюг – кораблем. Крутится колесо прялки – корабль совершает кругосветное путешествие. Перевернутое решето превращается в дом, где как в гнезде мама-наседка греет свое непутевое чадо. В этих естественных предметах – ощущение подлинной жизни. И тот теплый огонек, который актрисы зажигают в лампе самом начале спектакля, еще долго будет гореть в сердцах зрителей ярким маяком.

 

 

В плаще супергероя

 

smotrinu_den3_3Ну а дальше нить фестиваля подхватил сам Архангельск, в котором происходили действия предыдущего сказа. Архангельский театр кукол – старожил «Рязанских смотрин». Хорошо знаком постоянным зрителям и творческий дуэт режиссера Дмитрия Лохова и заведующей литературной частью Светланы Логиновой. На прошлом фестивале они представили свою пьесу о похождениях Дон Жуана, а в этот раз привезли «Волшебные сказки попугая», также собственного сочинения. Непредсказуемый сюжет разворачивается сразу в двух пересекающихся направлениях: актеры, играющие в «живом» плане, показывают сказку о сказке. Героиня сказки – прекрасная Розалинда. Принцесса-супермен. «Кто-то плачет – я должна помочь!» – ее девиз. Накинув дорожный алый плащ, как плащ супергероя, она отправляется в дорогу, спасая и выручая всех. Она не боится ни пауков, ни страшных развалин, ни черного карлика, ни колдовского зелья. Чудесная история для девочек, где есть красивые куколки в нарядных платьях, прекрасные замки и принц, заканчивается, естественно, свадьбой!

Впрочем, история странствий Розалинды вдохновила не только сентиментальных дам. На закрытии «Смотрин» режиссер Григорий Гольдман, известный в мире театров кукол своими острыми эпиграммами, вручил актрисе Светлане Козленко спецприз, учрежденный им же. Играя дочь купца, которой волшебный попугай рассказывает сказки, актриса фактически оказалась зрителем на сцене. Но сделано это было настольно естественно и гармонично, что в результате ей достался приз от Гольдмана под названием «Не оторви глаз!».

 

 

Фото: Андрей ПАВЛУШИН


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.