В художественном музее открылась выставка Татьяны Назаренко

  В приветственных речах на открытии выставки столичной художницы Татьяны Назаренко в Рязанском художественном музее словосочетание «яркое событие» звучало ни один раз. Действительно, выставка ведущего мастера современного отечественного изобразительного искусства – явление неординарное для нашего города.


Татьяна Назаренко – действительный член, член президиума Российской академии художеств, профессор, Лауреат Госпремии РФ, заслуженный художник России. Но отнюдь не только этот «звездный» перечень придает яркость событию. Яркая палитра ее полотен, насыщенные цвета создают особый – теплый и светящийся –эмоциональный фон выставки.

  Трепетное обращение к человеческой памяти – это первое впечатление, которое производят работы, представленные в экспозиции. Общаясь со зрителями на открытии выставки Татьяна Григорьевна сама охотно делилась воспоминаниями, многие из которых оказались связаны с Рязанью. В нашем городе 28 лет прожили ее родители, а художница частенько приезжала к ним в гости из столицы, где жила с бабушкой.

 – Мама работала врачом-гинекологом в Рязанской городской больнице, папа был строителем, и дома на Первомайском проспекте были построены как раз им, – рассказывает художница.
Заснеженный город, лыжные прогулки вместе с маленьким сыном, обледенелые ступеньки художественного музея, первые лирические пейзажи с Кремлем – эти рязанские воспоминания художница с особой теплотой извлекала из кладовых своей памяти.
Вдумчивое и глубокое постижение судьбы человека расширяется в картинах Татьяны Назаренко до Истории всего народа и страны. Но исторический мотив не связан напрямую с конкретной фабулой. Художница наполняет событие собственными переживаниями, мыслями, артефактами, создавая временной континуум памяти многих поколений.

Первая картина, после которой меня заметили, была «Казнь народовольцев». Я написала несколько исторических картин и в какой-то момент меня даже считали историческим живописцем. Но меня всегда интересовали люди, – отмечает художница.
Она признается, что не любит писать красивых людей. Но, несмотря на округлые фигуры и грубоватые лица, ее герои производят удивительно радостное светлое впечатление. Бытовые сценки – это то же осмысление истории, настоящего времени, которое так стремительно становится прошлым.
Когда я начинала работать, у нас был один стиль – реализм. Я – реалистка, я делаю реальность, – говорит она и уточняет, – но такой, как я ее вижу.


Критики называют реализм Татьяны Назаренко «метафизическим». Ее картины пронизаны ассоциативно-смысловыми связями, наполнены символами и реминисценциями. Пронзительный взгляд художницы, ее энергетика наделяют картины мистической силой, когда кажется, что ей подвластно само время:
В экспозиции представлена серия работ «Заклинание». Я всегда считала, что то, что делает художник, остается на всю жизнь. Художники писали своих возлюбленных, благодаря этому они оставались молодыми и прекрасными. Художники делали посмертные маски или рисовали портреты, и мы имеем представление, как выглядели люди много веков назад. Также и в серии «Заклинание» есть, например, портрет моего сына «Мальчик с лошадкой». В этой работе – мое желание оставить сына именно таким, маленьким мальчиком.
  С жизнью человека Татьяна Назаренко обращается как с драгоценной реликвией. Что останется после нас? Пожелтевшие фотографии, мемориальная табличка на стене дома, выцветшие чернила неровных строчек письма? Размышления художницы о знаках истории нашли отражение в одном из последних ее произведений – серии «Фамильный альбом»:

Эта серия создана по реальным фотографиям, сохранившимся в нашей семье. Одна из причин (конечно, у художника всегда масса побудительных мотивов для творчества) была в том, что мои мама и тетя уже плохо видят. Порой на фотографиях они уже никого не могут узнать. И мне банально хотелось сделать большие картины по этим снимкам. И, конечно, мне хотелось сохранить их для будущего, потому что фотографии исчезают, желтеют, теряются… Но самое главное, что на этих картинах – не просто мои родственники. Это история моей страны. Что произошло с моей семьей? Дедушку расстреляли в 37-м, братья бабушки эмигрировали… В этих картинах история всего народа.

  Фотографии — Андрей Павлушин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.