Никас Сафронов пообещал подарить картину Рязани.

_DSC2223a7 октября в Рязанском областном художественном музее открылась персональная выставка Никаса Сафронова, пожалуй, одного из самых известных и именитых российских художников. Как опытный участник светской жизни, Никас хорошо знает законы распространения новостей и способы привлечения внимания. Поэтому свой визит в город художник превратил в настоящий перфоманс: оценил и похвалил юных живописцев в Рязанском дворце молодежи, поздравил молодоженов во Дворце бракосочетания, ответил на вопросы студентов РГУ имени С.А. Есенина. Финальный аккорд: открытие, собственно говоря, самой выставки – прозвучал на особенно торжественной ноте в присутствии губернатора области, главы администрации города и всего местного бомонда.

Внимание к выставке было привлечено задолго до ее открытия рекламными баннерами у музея, пожалуй, самыми огромными за всю выставочную историю. Портреты Софи Лорен и Моники Белуччи стали визитной карточкой художника, наглядно характеризуя «звездный» уровень его заказчиков. Посетители рязанской выставки получили возможность увидеть целую галерею знаменитостей: портреты Павла Лунгина, Кирилла Лаврова, Джорджа Клуни, Леонардо Ди Каприо, Пьера Ришара, Стивена Сигала… А слушать, как художник на пресс-конференции легко и непринужденно «жонглирует» мировыми именами, было истинное удовольствие:

– Со всеми интересно работать. Моника Белуччи думала, что она очень маленькая. Она хотела, чтобы я ее написал на фоне неких предметов, чтобы она казалась выше. Я не стал этого делать, я написал только лицо. Мадонна торговалась. Они все очень милые в общении и доброжелательные. Как-то я шел по Нью-Йорку (было это в 1995-м году, к тому времени у меня уже вышел альбом, не очень кстати, на мой взгляд, удачный) и мой приятель обмолвился: «Вот здесь офис Джека Николсона». Мы заходим, обращаемся к секретарю, и та приходит в ужас: «Вы что, с ума сошли! Он на месте, но вас не примет! У него все встречи на три года вперед расписаны». «Вы можете передать альбом и сказать, что мы здесь?», – прошу ее я. Она уходит крайне недовольная. Через несколько минут возвращается: «Он примет вас через 10 минут, просил подождать». Мы встретились. «Джек, вы знаете, что вы – гений?», – сказал я ему. «Да, Никас, это правда, – ответил он, – но и вы – не последний, иначе бы я не нашел время для вас». Там мы познакомились и подружились.

К слову, и саму пресс-конференцию (прошедшую при небывалом для культурного мероприятия стечении журналистов) Никас Сафронов превратил в театральное действие. Сам обращался к аудитории, выбирал себе собеседников и предлагал задавать вопросы. Да и истории, звучавшие из его уст, выглядели такими же сюрреалистичными, как и его картины:_DSC2263a

– На выставке можно купить книгу «Никас Великолепный», которую написал Александр Стефанович. В ней собрана масса рассказов из моей жизни. Как меня чуть не съели каннибалы в джунглях Эквадора. Как я однажды отмечал новый год в Африке. И, решив посетить древний античный город, мы перебрались через реку, а мост неожиданно развезло и мы остались ночевать в джунглях. С переводчицей-африканкой мы залезли на дерево, вокруг выли волки, рычали львы. Меня обуял жуткий страх!.. Но ближе к полуночи вдруг все прекратилось… Только я хотел запечатлеть поцелуй на груди своей прекрасной спутницы, только вспыхнули наши чувственные желания, как вдруг на нас падает что-то сверху!.. И мы вместе с громадным удавом оказываемся в потухшем костре! Я посмотрел на часы: было ровно 12…

В экспозицию рязанской выставки вошли портреты знаменитостей из серии «Река Времен», пейзажи, картины в авторском стиле «Dream Vision», символические сюжетные композиции. В картинный ряд Сафронова гармонично вписались работы организаторов выставки дизайн-группы «Творюки»: светильники, кресла, столы, улитки, звериные остовы и прочие «трэш-металлические» композиции.
Рассуждая об искусстве на пресс-конференции, маэстро довольно критично отозвался об абстрактной живописи, поведав, что, например, все квадраты были написаны за сорок лет до Малевича. А знаменитый «Черный квадрат» Малевича – это авантюра, обоснованная, впрочем, некой философией. Для него же, отметил Никас, в живописи в первую очередь важна техника рисования.

– Живопись – это, когда берется холст, масло, кисточки, и ты проявляешь свое мастерство. Просто с приходом фотографии художники попали в некую прострацию. Как это так!? Они достигали совершенства в реализме, а вдруг все пошло не так!.. И стали возникать другие течения. Но даже тогда они были основаны на хорошей школе. А сегодня это ничего не нужно, можно вообще не уметь рисовать. Джексон Поллок разбрызгивал краски, и это стоит миллионы. К искусству это мало имеет отношения, но это стало частью истории. Для меня живопись – это, например, картина неизвестного мастера XV века, к которой хочется возвращаться и возвращаться. Потому что она наполнена притягательностью! То, что глаз не видит, но чувствует. Мне грустно просто бросать краски на холст. Хочется прийти в студию, взять холст, спокойно вспомнить, например, нашу с вами приятную встречу, ваши светлые лица и изобразить что-нибудь, включив технику мастерства.

_DSC2316aНа открытии выставки Никас Сафронов самолично провел экскурсию для губернатора Олега Ковалева, представив ему свыше 80 своих лучших работ. Непринужденные изящные манеры мэтра подтвердили его титул «Самого светского художника». Никас рассыпался в комплиментах городу, музею, организаторам выставки. Посетовал, что уже так давно собирался в Рязань. Порадовался, что наконец-то доехал. Восхитился рязанской осенью, назвав ее поистине болдинской. И пообещал нарисовать картину, посвященную нашему городу, и подарить ее Рязани.

Автор: Вера НОВИКОВА
Фото: Андрей ПАВЛУШИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.