4-5 ноября в РДМ пройдёт юбилейная «Беседка»

Besedka4-5 ноября в Рязанском Дворце молодёжи пройдёт 10-й, юбилейный фестиваль дворовой песни «Беседка. Песни нашего двора». Впервые за всю историю фестиваля, его программа будет разбита на два дня, и на этот раз со сцены РДМ прозвучат лишь самые удачные, проверенные временем номера различных «Беседок», то, что принято называть «the best».

В XXI веке «Беседка» стала одной из «визитных карточек» нашего города. А недавно участники фестиваля активно «засветились» в передаче «В нашу гавань заходили корабли» Эдуарда Успенского: пока единственный случай за всю историю популярного телепроекта, за годы существования выходившего почти на всех ведущих каналах страны, когда провинциальный фестиваль с лёгкостью занял там сразу два выпуска.

Как любит теперь рассказывать «отец-основатель» фестиваля Игорь Крысанов, поначалу это был междусобойчик дружеской компании, решившей попеть со сцены песни, до этого певшиеся по кухням, у костров и, натурально, в дворовых беседках. «Когда в начале 90-х делали первую «Беседку», – вспоминает Игорь, – мы  думали, что просто «простебёмся» над песнями, которые поют во дворах. Но выяснилось, что не все исполнители приняли эту изначальную концепцию стёба и многое воспринимают серьезно. С годами я и сам стал серьёзнее относиться ко всем этим песням». Однако в 1993-м году самая первая «Беседка» фактически «пролетела»: народу пришло совсем немного. Идея спеть со сцены «дворовые» песни пришлась не слишком «ко двору»: казалось, первый фестиваль станет и последним. Но когда десять лет спустя участники первой «Беседки»  снова встретились и посмотрели видеозапись старого фестиваля, то решили, что проект обязательно стоит возобновить.

Второй по нумерации и первый в новом веке/тысячелетии фестиваль прошёл в 2003 году. И получился если не на «5», то уж точно на «4+», хотя публики снова пришло маловато – меньше ста человек. Чуть позже Крысанов вспоминал об этом: «После окончания я звонил приятелю и говорил: «Куплено мало билетов и не хватает денег на банкет. Привези мне, пожалуйста, денег». У меня самого уже не было ни копейки». Тем не менее, Крысанов после этого крепко-накрепко решил, что если «Черный кот» и «Рязанский валенок» ему в итоге удалось-таки «раскрутить», то уж самый близкий и дорогой из придуманных им фестивалей, – хоть башку себе разобьёт, но обязательно «выведет в люди».

И, в конце концов, вывел. На «Беседках» последних лет наблюдается почти такой же ажиотаж, как на «Черном коте», когда билеты могут не доходить до кассы, и не всегда хватает посадочных мест в РДМ. «Беседка» волнует меня больше других проектов, потому что она мне ближе по «возрастному цензу», – объясняет Крысанов наличие «любимчика» среди своих многочисленных проектов. – Поначалу фестиваль существовал с трудом, но потом случился прорыв. И зал начал собираться, и те музыканты, что воротили нос, сами начали предлагать своё участие».

Никак иначе и быть не могло. Потому что главное, чем привлекает «Беседка» – это её вопиющая мультиформатность. На этом фестивале звучат песни, прошедшие испытание временем, но счастливо избежавшие «замыливания» и «забалтывания» шоу-бизнесом – по большому счёту, городской фольклор во всех его разнообразных проявлениях. «Лестница в небеса» в исполнении Николая Массальского & «Feelin’s» там запросто соседствует с дворовым блатняком, а серьёзная песня на стихи Высоцкого – с заводной клоунадой шоумена Алексея Селиванова из группы «ОГП». Конечно, неподготовленному слушателю весь этот песенный коктейль может «крышу снести», но у «Беседки» имеется свой слушатель, которого такие «перепады температуры» давно не пугают. Глупо ведь делить песни по стилям и направлениям – они обычно просто хорошие или плохие, вот и всё деление. И совсем плохие на «Беседке», как правило, не звучат.

Привлекает «Беседка» и своей карнавальностью. Участники фестиваля поют только чужие песни, и что за человек не оказался бы сцене – любитель или профессионал – он обязательно должен сбросить либо надеть на себя какую-нибудь маску. Особенно преуспели тут участники ВИА «Пацаны» (Геннадий Мамонов, Стас Соломаха, Алексей Фошин), побывавшие за время существования фестиваля и революционными матросами, и зэками, и солдатами, и махновцами, и одесскими евреями, и ковбоями, и много кем ещё.

Напоследок снова слово Игорю Крысанову: «Песни, которые исполняются на «Беседке», вечны. Они исполнялись, исполняются и будут исполняться, несмотря на то, какова общественно-политическая ситуация в стране, сколько стоит «продовольственная корзина» и т.д. Сейчас уже «Беседка» – проект, объединяющий поколения, он интересен и юным, и убелённым сединами. То же самое с участниками: выступает 18-летний парнишка, следом – заслуженный артист России, за ним – рок-команда, на одной сцене встречаются джазовые музыканты, классические, барды, панки. Я не стесняюсь вытаскивать на сцену и своих друзей, потому что они у меня обычно талантливые. И даже могу пригласить того, кого услышал в ресторане поющим под караоке. То есть, на фестивале царит полнейшая демократия, но всё подчиняется одной идее: на сцене и в зале должно быть не скучно. Я этим фестивалем горжусь, потому что не было проекта в моей жизни, который интересовал бы столь широкую аудиторию».

И ещё одна маленькая уточняющая деталь: и 4, и 5 ноября 10-я, юбилейная «Беседка» будет начинаться не как обычно ближе к вечеру, а днём, с 14.00. Сделано это специально, чтобы все желающие могли вечером успеть на другие мероприятия, запланированные в залах города (а их немало). Что-то я не припомню в Рязани других примеров подобной заботы о публике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.