Рязанский художник выпустила спектакль в Театре имени Маяковского

Mesyac29 и 30 сентября Московский театр имени Маяковского показал первую премьеру в новом сезоне. Спектакль «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева ожидали с особым интересом по многим причинам. Во-первых, это первая премьера в «Маяковке» после недавней смены руководства: Сергея Арцибашева на посту худрука сменил литовской режиссер Миндаугас Карбаускис. Во-вторых, главную роль исполняет любимица публики народная артистка РФ Евгения Симонова, которая признавалась, что пьеса является ее давней мечтой. В-третьих, режиссером спектакля стал Александр Огарев, обладатель «Золотой Маски». Ну а рязанскому зрителю, думаю, будет интересен тот факт, что сценография и костюмы спектакля выполнены Татьяной Видановой, театральным художником, членом Рязанского отделения Союза художников России.

_DSC4113aС театральными работами Татьяны Видановой рязанский зритель хорошо знаком по спектаклям театра драмы, в котором с 1995 по 2005 гг. Татьяна работала художником-постановщиком и главным художником. «Смерть Иоанна Грозного», «Маскарад», «Безымянная звезда» – эти и другие ее постановки в драматическом театре запомнились яркими, эффектными и стильными художественными решениями. А, вспоминая спектакль Театрального товарищества «ПремьерА» «На фоне пустынного пляжа», сразу возникает в памяти ее уютный интерьер маленького приморского ресторанчика.

Творческий тандем столичного режиссера Александра Огарева и художника Татьяны Видановой сложился во Владимире в 2005 году в процессе работы над спектаклем «Ромео и Джульетта». С тех пор имя рязанской художницы стало с радующей регулярностью появляться на московских и не только афишах: на счету этого дуэта уже более десяти постановок не только в московских театрах, но и в самых разных точках России (Владимир, Белгород, Омск).

«Месяц в деревне» – пьеса Тургенева с солидной театральной историей, в прежнее время она буквально не сходила со сцены. Популярность вполне объяснима: любовные переживания, в которые втягиваются практически все герои, всегда волновали и будут волновать зрителей. А разгораются такие нешуточные страсти в жизни тихой деревенской усадьбы с появлением молодого учителя. Ему симпатизирует юная воспитанница хозяйки имения, в него влюбляется и сама помещица, причем с такой страстью, что ни муж, ни давний друг и поклонник не в силах остановить это нежданно вспыхнувшее чувство.

Художественное решение спектакля Татьяна Виданова объясняет буквально в трех словах:

– Раз «Месяц в деревне», то значит – трава, вода и воздух!

Но при этом ее сценография и костюмы достаточно условны и образны, они не привязаны к конкретной исторической эпохе и не пытаются воспроизвести на сцене реалии природы.

Воздухом наполнено весь объем спектакля: на заднике легко плывут облака, поднимается к солнцу воздушный змей, и актеры буквально отрываются от земли и парят в небе (к «вершинам страсти» взлетает на лонжах и Евгения Симонова!).

Зелень травы создает фон всему действию: летнее поле втягивает зрителя в свое дышащее свежестью пространство, словно утверждая силу природного начала в человеке. Ближе к финалу среди зелени ярко расцветают красные маки:

Для меня, этот спектакль не о любви, а о страсти, – признается художница. – А мак – цветок, символизирующий страсть: он быстро и пышно расцветает, но также быстро опадает.

Зеленая трава спрятана и внутри огромного чемодана – центральной детали сценографии. Раскрываясь, он обнаруживает внутри себя плетеную мебель, напомнив наборы для пикника, в которых мы возим снедь на дачу. А в сложенном виде многозначительно намекает на скорый отъезд и расставание героев: «и вы уезжаете?.. и я уезжаю…» – неотвратимо звучит в финале.

_DSC4132aВодную стихию на сцене Татьяна Виданова создает простым, но эффектным приемом: затягивает широкими белыми резинками яму на авансцене. В таком импровизированном деревенском пруду купаются герои, резвятся русалки. А когда приходит время расставить все точки над i и открыться в чувствах, срезают все резинки (как говорится, сжечь все мосты или концы в воду).

Вода в спектакле появляется не только в метафорическом, но и в реальном виде. Как вспышка ревности, когда, выясняя отношения, чисто по-женски, юная Верочка (Полина Лазарева) окатывает водой свою соперницу (Евгению Симонову). И как невыплаканные слезы женщины, вдруг неожиданно познавшей любовь… Необычайно красива и трогательна сцена, когда струи воды скатываются по стеклянной стене, за которой одиноко сложила руки героиня Евгении Симоновой.

Пространную и многословную пьесу Тургенева режиссер Александр Огарев превращает в чувственную фантазию, полное эксцентрики и лукавства. И уже становится не важно, как распутается сложный клубок любовных отношений. Главное, что он был в твоем календаре, этот «Месяц в деревне».

Фото: Андрей Павлушин

 

 

 

_DSC4134a _DSC4165a

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.