Сегодня рязанцы празднуют Преображение Господне

preobrazhenieВ самом середине Успенского поста – 19 августа – мы празднуем Преображение Господне.

События этого дня описаны у трех евангелистов. В то время Иисус с учениками находился в Кесари Филипповой. При наступлении вечера спаситель взял с собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору Фавор (в переводе – «чертог чистоты и света», что символично для этого праздника). Вот как объясняет святой Иоанна Дамаскин почему именно эти ученики сопровождали Христа: «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его, неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство; Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением; наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».
Приближалась ночь, и Иисус хотел помолиться, для этого он один поднялся чуть выше. Будущие апостолы не смогли долго молиться одни – сон сморил их. Проснулись они от яркого сияния.

Христос и Его одежды преобразились во время молитвы: лицо его просветлело, а одежда стала блистающей белой. Так в Иисусе просияла Его Божественная природа.

С замершими сердцами, полными благоговения, следили ученики за своим Учителем. А тот разговаривал с двумя древними пророками – уже умершим Моисеем и взятым на небо живым Илией. Святой Иоанн Златоуст так сказал о явлении пророков: «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков».
И видя все это, будущие апостолы почувствовали небывалую благодать. Когда же апостолы стали удаляться от Христа, Петр, желая продлить необычайно приятные и торжественные ощущения, воскликнул: «Как хорошо нам быть здесь». И предложил поставить здесь три шалаша: для Спасителя, Моисея и Илии, чтобы остаться здесь жить, пребывая в неизреченной радости. Апостол просил невозможного.
Произошедшее далее описывает Евангелие от Луки: «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Петр, Иаков и Иоанн так испугались этого голоса. Что упали ниц и закрыли головы свои руками. Когда голос Господа смолк, Иисус подошел и дотронулся до них, чтобы успокоить. Когда ученики вновь взглянули на Христа, Он был уже в Своем обычном человеческом виде. Иисус взял со своих учеников слово, что до самого Своего воскресения, они станут держать увиденное в тайне, и они молчали. Так описаны эти события в Библии.
Согластно преданию, преображение Господа произошло на горе Фавор, потому и нерукотворный свет, исходивший от Христа, стали звать Фаворским. Это свет самого Бога. Святитель Григорий Палама писал, что нетварный свет Господень может восприниматься человеком, он доступен ему – в этом-то и заключается великое откровение и радость этого праздника. Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.
Для нас же должно быть важным еще и то, что апостолы, видевшие преобразившегося Христа, уже не сомневались в том, что Он – Сын Божий. И как Сын Всевышнего Он обладал огромной силой. По Его слову все Небесное воинство могло встать на Его защиту и победить всех Его врагов. Но Христос добровольно отдал себя в жертву на страдания и смерть, ради спасения всего человечества.
В этот день во всех православных храмах проходит праздничная служба. Цвет облачения священников – белый, в честь воспоминания о цвете преобразившихся одежд Христовых.
В этот день по обычаю в церкви освящали виноград нового сбора, из которого потом приготавливалось литургическое вино. В России освящали яблоки, груши сливы – все, что созревало к этому времени. Поэтому в народе праздник так же называется Яблочным Спасом. Первые плоды приносили в храм на красивой посуде, а после освящения раздавали фрукты как милостыню бедным, сиротам в детских домах и приютах, инвалидам и заключенным. До освящения, люди, живущие в соответствии с церковной традицией, яблок не кушали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.